Я прихожанин Украинской Православной Церкви. Последнее время количество отрицательных публикаций о епископате моей Церкви зашкаливает за всякие пределы. В чем только не обвиняли православных епископов. Они якобы пропойцы, русские шовинисты, ненавидят Украину, или, напротив, украинские националисты, ненавидящие Россию, содомиты, любят богатство и даже роскошь, чванливые, гордые, относятся к людям, как к мусору, личная праведность на нуле, гордыня зашкаливает, интеллект ниже плинтуса и так далее и тому подобное.

Я не согласен с этим.

Нет, не то чтобы таких епископов не было в моей Церкви. Увы, бывает всякое. Но, отнюдь не все архииереи таковы.

У нас же некоторые персонажи, пишущие о Церкви, дошли до того, что называют сегодня всего одного достойного епископа на всю УПЦ – митрополита Черновецкого и Буковинского Онуфрия. Не спорю, человек хороший, но им число достойных архиереев в Церкви не ограничивается.

Тут вспоминается известная поговорка: пчела ищет мед, а муха навоз. Полети за пчелой – она приведет тебя в сад, за мухой, она приведет тебя к навозной куче…

Впрочем, иногда, стоит, говорит о вопиющих случаях, когда иерархи ведут себя не по-библейски. Но, во-первых, говорить надо доказательно. Во-вторых, так как написано в Библии:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Евангелие от Матфея, глава 18:15-17

Я не имею возможности проверить негативные слухи о епископах лично, но я знаю более десяти архиереев УПЦ, о которых в Церкви таких слухов попросту нет. Это люди, о которых ходит очень добрая слава.

Это люди, к которым нет претензий с точки зрения личной праведности. Они непорочны, трезвы, целомудренны, благочинны, честны, страннолюбивы, учительны. (Отдельно подчеркну, они не пьяницы, не сребролюбцы и не содомиты!). К ним нет претензий с точки зрения их отношения к Богу и к ближним. Они молитвенники. Они не пытаются выбить дорогие автомобили и часы. Деньги для них не на первом плане или вообще не важны. Взгляды их на богословие могут быть от умеренно либеральных, до ультраортодоксальных. Как и на автокефалию УПЦ. Но не этими личными воззрениями определяется хороший человек христианин или нет. А его делами, его личной праведностью, отношением к пастве и главное любовью к Богу и к людям.

В общем, образ этих епископов живое подтверждение вот такого стиха из Писания:

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». (Пр. 22:1)

Сразу оговорюсь, что на самом деле хороших иерархов, и настоящих христиан, в УПЦ, точно больше, чем я назвал тут. Просто те, кого я назвал — не вызвали нареканий в отношение личной праведности и отношения к Богу и людям, ни у кого из тех, с кем я консультировался. А люди, с которыми я обсуждал этот вопрос, знают каждого из украинских митрополитов и епископов не понаслышке…

Итак, перечисляю.

Володимир (Сабодан)Конечно, первым из всей плеяды архиереев УПЦ можно выделить Блаженнейшего Митрополита Владимира. Естественно, что этот человек будет стоять особняком. О его личных качествах можно говорить долго. Главное: он человек любящий Бога и других людей, особенно любящий свою страну и свой народ, миротворец, очень простой и скромный, открытый и чуткий к нуждам других людей. Богословие Блаженнейшего одно из наиболее передовых в УПЦ. Я, например, был свидетелем того, как его проповедь о рождение свыше (Иоан. 3;3-7) вызвала восторг как у западных богословов.

Блаженнейший стоит особняком, но кроме него есть целая плеяда талантливых епископов – настоящих христиан.

Іона (Черепанов)Например, епископ Обуховский Иона. Это очень достойный во всех отношениях человек являет собой пример подлинного христианства. Будучи сам довольно консервативных взглядов владыка сумел создать условия у себя в монастыре, когда двери открыты как для резко консервативных, так и для довольно свободомыслящих (исключительно в богословском смысле) священников и монахов. Главное условие – высокая личная праведность. Живи с Богом и делай, что хочешь, так можно характеризировать принцип Свято-Троицкого Ионинского монастыря, образцового сегодня в Украине. Молодежное служение, изучение Писания и святоотеческого наследия, волонтеры, помогающие больным и престарелым, православные скауты, собственные фильмы и книги… Литургическое возрождение и неопатристика, византийская иконопись и самый лучший в УПЦ церковный хор… Все это плоды этого епископа, который лично встречает своих прихожан, общается с ними, исповедует их и как любящий отец утешает. Обращаясь к прихожанам «брат» или «сестра»…

Агапіт СіверодонецькийМногому, чего добился владыка Иона, он обязан епископу Северодонецкому и Старобельскому Агапиту. Этот любящий, терпеливый и искренний владыка завоевал в Церкви славу «антикризисного менеджера». Его назначали в епархии, где имели место сильнейшие конфликты и всякий раз он уврачевывал их с любовью и терпением. Именно владыка Агапит положил начало главному принципу Свято-Троицкого Ионинского монастыря о котором я уже сказал выше.

Митрофан (Юрчук)Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан является как бы копией Блаженнейшего Митрополита Владимира. С одной стороны этот владыка отметился реальным управлением крупной епархии и пережил вместе с ней самые драматические события, включая пожар в его резиденции в Белой Церкви. Реакция на это события была реакцией настоящего христианина: он поблагодарил Бога за все, заметив, что мы должны принимать от Господа, как доброе, так и плохое. Архиепископ Митрофан, проживший много лет в Польше, слыл не только интеллигентным человеком, но и интеллектуалом, который живо интересуется всеми современными течениями в богословии и рекомендует брать на вооружение то лучшее, что есть в западном христианстве.

Сергій (Генсицький)Если вы хотите увидеть среди епископов человека, чья жизнь достойна Жития святых — есть и такой в Украинской Православной Церкви. Это митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Поведение владыки и его образ жизни, включая открытость, простоту во всем, бедность (вплоть до залатанной рясы), любовь к людям, мир и свет в душе, заставляет относиться к нему с уважением даже членов партии «Свобода» в Тернополе… Пожалуй, на сегодня это самый лучший иерарх УПЦ. Соль земли. Луч света. Такими людьми во много и держится православное христианство в Украине.

Онуфрій (Березовський)Еще один очень хороший иерарх – митрополит Черновецкий и Буковинский Онуфрий. Небольшая история, чтобы нарисовать портрет этого человека. Архиерейский собор. Некоторые владыки обсуждают между собой церковные дела. Другие обсуждают свою новую машину… Третьи чатятся в соцсетях, работая на своих айфонах. Митрополит Черновецкий и Буковинский Онуфрий сидит в стороне. У него в руках молитвослов, он молча молиться накануне собора, о том, чтобы Господь даровал всем присутствующим мудрость. Молитвенник, очень отродоксальный, но открытый для службы на родном, понятном языке (в его епархии в УПЦ служат и на украинском и на румынском и на других языках), тот редкий иерарх который выполняет все апостольские правила и постановления в полном объеме.

Філарет (Звєрєв)Еще один очень достойный владыка – епископ Новокаховский и Гениченский Филарет. Глава литургической комиссии УПЦ, интеллектуал и богослов, он прославился своим выступлением в защиту литургического возрождения в Церкви.

Среди других достойных иерархов стоит выделить митрополита Луцкого и Волынского Нифонта, который готов принять по первой просьбе любого, самого простого человека. Любовь к своей пастве и своей стране, открытость и доброта, несомненно делает его одним из лучших епископов страны.

Ніфонт

СофронійМитрополит Черкасский и Каневский Софроний известен как простой, доступный для паствы (для паствы, а не только для богачей, как некоторые) владыка, который смог собрать деньги не в олигархов, а простых людей, для того чтобы построить самый большой православный храм в Украине.

СимеонКак интеллигентный и открытый иерарх зарекомендовал себя митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон. Люди, очень хорошо знающие этого владыку, отмечают его любовь к службе и отсутствие вредных привычек.

Знающие люди отмечают, как весьма достойных иерархов также архиепископа Херсонского и Таврийского Иоанна, епископа Новомосковского Евлогия, епископа Горловского и Славянского Митрофана, епископа Броварского Феодосия и епископа Яготинского Серафима.

Вот только краткий перечень достойных иерархов УПЦ. Тех, о которых ходит добрая слава.

Я лично с большим уважением отношусь и к некоторым другим, но не включил их в этот список лишь потому, что о них ходят дурные слухи. Которым сам я, впрочем, нисколько не верю.

Я не могу никому указывать, но если бы кто-то спросил моего мнения, я бы рекомендовал обращаться к этим людям с просьбой прокомментировать те или иные события из жизни Церкви, страны, да и всего мира… У них будет правильный ответ. Главное, ответ библейский и христианский.

Релігійно-інформаційна служба України

Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий (Генсицкий Борис Наумович)

Дата рождения:
4 декабря 1951 г.
Дата хиротонии:
17 февраля 1991 г.
Дата пострига:
6 декабря 1985 г.
День ангела:
8 октября
Страна:
Украина
Биография:
Родился 4 декабря 1951 г. в с. Долиняны Хотинского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.

В 1967 г. окончил среднюю школу, в 1970 г. — Новоселицкое медицинское училище. В 1970-1971 гг. работал в Драгинецкой больнице. В 1971-1973 гг. служил в рядах Советской Армии.

15 июля 1973 г. рукоположен во диакона к Успенскому кафедральному собору г. Смоленска. В 1975 г. назначен и.о. секретаря Смоленского епархиального управления.

В 1976 г. возведен в сан протодиакона и утвержден в должности секретаря Смоленского епархиального управления.

В 1983 г. окончил Московскую духовную семинарию.

В мае 1985 г. принят в число братии Успенской Почаевской лавры.

6 декабря 1985 г. пострижен в монашество. В лавре исполнял обязанности бухгалтера.

В 1986 г. возведен в сан архидиакона. В июне 1990 г. назначен благочинным Почаевской лавры.

28 августа 1990 г. возведен в сан иеромонаха.

В 1991 г. заочно окончил Московскую духовную академию.

17 февраля 1991 г. хиротонисан во епископа Тернопольского и Кременецкого.

28 июля 1998 г. возведен в сан архиепископа.

9 июля 2011 г. возведен в сан митрополита.

Образование:
1983 г. — Московская духовная семинария.

1991 г. — Московская духовная академия.

Епархия:

Тернопольская и Кременецкая епархия

(Правящий архиерей)

 

Награды:
Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II-III ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • орден прп. Нестора Летописца;
  • орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских II ст.

Напишіть відгук