После обещания экс-премьера отменить ввозную пошлину на подержанные автомобили Верховная Рада пошла дальше — приняла в первом чтении закон о резком, многократном снижении акциза на такие машины. Когда обвалятся цены на авторынке?Итак, по порядку: парламент Украины 12 апреля принял за основу законопроект, которым на неполные два года, всего лишь до 31 декабря 2017 года, должны быть резко снижены ставки акцизного сбора на подержанные авто при их импорте. Снижение резкое — по разным категориям от 2 до 28 раз. Круче всего собираются сбросить акцизы на машины с не слишком объемными двигателями. На многолитровые авто тоже снизили акциз — но не так сильно.
Тут не о доброте речь — скорее, о том, что в Украине до сих пор акцизы на ввозимые подержанные машины были задраны до неразумных высот.
Попробуем разобраться, что с этого будет обычному покупателю, который хочет за тысяч пять евро обзавестись пяти-шестилетним, например, Фольксвагеном Пассат. Такая машина 2010 года рождения с пробегом около 150 тыс. км стоит в Германии как раз около 4,5 тыс. евро. Это за авто с 2-литровым турбодизелем, коробкой-автомат, климатконтролем. Не просто так выбрана такая машина — это как раз авто, которое еще лет 10 будет бегать, весьма комфортное, вполне современное.
Смотрим, что есть в Украине такого же. Находим машину на год старше, с таким же пробегом, но, по цене 15 тыс. долларов (то есть, условно говоря — примерно 13,5 тыс. евро. То есть разница ровно втрое. Как же так?! Откуда?
Начинаем считать (дальше все в евро).
Ввозная таможенная пошлина — 450
Акцизный сбор — 4360
Таможенное оформление — 15
НДС — 1862
Суммарные таможенные платежи — 6687
Стоимость растаможенного автомобиля VW Passat 2TDI — 4500+6687=11187
Транспортный сбор (первая регистрация в ГАИ) — 509 грн
По сравнению с примерно 180 000 грн за растаможку — ерунда.
Итого, с учетом растаможки и транспортного сбора — 11200 евро.
Что ж, при таких налогах (если их платить честно), то если к цене прошедшего таможенную очистку авто прибавить интерес перегонщика и продавца, то как раз примерно 13500 евро и выйдет.
Что для таких авто предложено в новом законе № 3251 от 07.10.2015, который проголосован в целом 12.04.2016? Акциз в 0,327 евро за куб. см против 2,18 евро за куб. см для дизелей объемом от 1,5 до 2,5 л. Нехитрый подсчет говорит о том, что теперь сумма акциза может составлять 654 евро против 4360 евро.
То есть растаможенный автомобиль упал бы на 4447 евро — до 6753 евро, центы не в счет.
Такую машину уже, возможно, есть резон ввозить? Такую — наверное.
Но если бы кто положил глаз на авто с бензиновым двигателем объемом выше 3 л или с дизелем выше 2,5 л, его размеры нового предложенного удивили бы неприятно. Потому что в этих категориях предложено оставить ставку почти вдесятеро больше, чем для машин с двигателями поскромнее.
Осталось понять — когда такое счастье привалит. А вот здесь все непросто. За законопроект далеко не с первого раза проголосовали 226 человек. По-моему, это позорный с точки зрения уровня поддержки результат — это минимум, достаточный для прохождения. Хотя в соавторах закона числится аж 100 человек из разных фракций. Им что, было сложно уговорить по паре друзей — чтобы проголосовали?
Но не смогли. Тем не менее активно закон голосовали БПП, Народный фронт, внефракционные, «Самопомич», частично БЮТ и РПЛ.
Также понемногу дали голосов и небольшие фракции.
Учитывая наличие поддержки конкретно от пропрезидентской БПП, шансы быть проголосованным весьма высоки. И быть подписанным президентом — тоже. Радуемся?
Есть одно «НО». МВФ против снижения акцизов как таковых. И если будет очень нужен кредит, то президента могут «уговорить» применить право вето. Если это произойдет, Рада преодолеть вето вряд ли сможет — все-таки поддержка закона не слишком уж сильна.
Второе «НО» состоит в том, в Украину уже нельзя ввозить авто хуже по стандарту выхлопа, чем Евро-5. То есть точно не старше 2008-9 года. Собственно, по этой причине я и выбрал машину 2010 года, что у нее заведомо есть Евро-5. В процессе приценивания выяснилось, что, например, на немецком рынке можно с трудом найти Фольксваген Пассат младше 2009 года, если у вас менее 4,5 тысю евро. А если, к примеру, речь об Ауди А6 — то не менее 10 000.
Так что мечта «по-быстрому метнуться в Германию и пригнать домой шикарное авто дешевле пары тысяч евро» — из разряда фантастики. Машины с Евро-5 в принципе дешевы не бывают — потому что они еще довольно свеженькие. А если и удастся купить нечто не слишком дорогое, то с учетом растамаживания затраты все равно выльются в сумму под 5-6 тыс. евро.
Конечно, после того, как Рада этот закон проголосует окончательно.
Как это скажется на авторынке. Притока «автохлама», которым нас пугали эксперты, вряд ли стоит опасаться. Все же самая старая машина, которая может быть ввезена по «правилу Евро-5» — 2009 года, то есть довольно свежая и с приличным остаточным сроком службы.
Весьма вероятно, что просядут продажи новых машин в ценовой категории 10-30 тыс евро. Дороже новые машины берут сейчас те, кто подержанные в качестве альтернативы в принципе не часто рассматривают.
Конечно же, просядут цены на рынке подержанных авто, от рождения катавшихся в Украине, — они будут конкурировать с ввозимыми «европейками».
Станут ли в результате дешевле новые машины? Авто отечественной сборки — возможно, но не слишком, так как у них в цене слишком велика доля импортных комплектующих. Полностью импортные — вряд ли. Украина пока что остается рынком небольшим и не слишком заметным для мировых автокорпораций. Станем богаче и начнем покупать больше — сможем торговаться.