Фотограф Александр Чекменёв вспоминает, с каким размахом в девяностых годах в Луганске, откуда он родом, на Пасху приходили на кладбище помянуть родных.

Первое воспоминание о Пасхе у меня связано с чем-то запретным и с ментами. Это были 1970-е, Луганск, где я тогда жил. С вечера перед Пасхой храм Петра и Павла в нашем районе окружал наряд милиции. Они стояли плотным кольцом и на службу пропускали только стариков. Впрочем, кроме них никто и не рвался. Как мне объяснили родители, в церковь ходить — личному делу вредить.

Крёстный мой говорил мне: «Прости, Саня, мы, когда тебя крестили, в церковь не заходили. Баба Вера, соседка, взяла тебя в охапку и занесла внутрь. Вот кто у тебя крёстная».

В 1980-е я подрос, и мне захотелось покаяться. Бушевала перестройка — в церковь можно было пройти свободно, милицейские кордоны уже не стояли, а в моду вошли венчания. Пока я думал, в чём именно мне покаяться, батюшка ускорил процедуру, задав вопрос: «Телевизор смотришь?» — «Смотрю, конечно», — ответил я, не понимая сути, и услышал: «Уже грешен!». На этом покаяние и закончилось.

Венчали сразу по восемь пар. Батюшка путал имена и кольца, а по окончании обряда тут же в храме наливал шампанское в свадебные бокалы.

Мне казалось это диким. Зато естественно смотрелись бутылки с водкой и столы с едой на кладбище и именно на Пасху — так было принято у нас на Донбассе. Все христосовались — целовались и угощали друг друга на могилках своих родственников. Некоторые напивались до полусмерти, чтобы воскреснуть на следующее утро.

Приехав в Киев, я решил поснимать в Пасху на кладбище, как у себя на родине, и удивился, что там никого не оказалось.

В 2000-е батюшки по телевизору обращались с призывом поминать усопших через неделю после Пасхи — на Красную горку, как называли поминальную неделю. Люди послушались и стали ходить и на Пасху, и на Гробки. Там, на кладбище, встречались все и продолжают встречаться, ещё будучи в этой жизни.

Евгений Сафонов

Lugansk-1996-4.jpg_chekmenev
Lugansk-1996-300_chekmenev
Pasha031_chekmenev
PASHA_LUGANSK_1994613_chekmenev
POMINKI--(3)_chekmenev
PASHA_LUGANSK_1994620_chekmenev
PASHA_05
PASHA_06
PASHA_07
PASHA_08
PASHA_LUGANSK_1994618_chekmenev
Lugansk-1996-296-chekmenev
Lugansk-2003-304_chekmenev
Lugansk013_chekmenev
Pasha--(33)_chekmenev
Pasha--(38)_chekmenev
zzz-POMINKI--(4)_chekmenev
Pasha161_chekmenev
Pasha011_chekmenev
POMINKI--(2)_chekmenev
PASHA_LUGANSK_1994623_chekmenev
PEOPLE896-0_chekmenev
POMINKI--(1)_chekmenev
Pasha171_chekmenev

1 comment

  1. западенець

    це – вина нас всіх. де ми були 25 років незалежності? чому не навчили “східняків” інших способів поминання померлих? чому не виховали нову українську традицію? а висміювати завжди легше, ніж щось змінити. може нарешті взятися до праці з “окультурення” і об’єднання України?!

Напишіть відгук