Начать, наверное, стоит с того, что попали они на первенство чисто случайно.
Югославия, выигравшая отбор, распадалась, и дня за три до старта УЕФА, наконец, сообразила, что такой команды, как сборная Югославии, больше просто не существует.
Было принято мудрое решение — заткнуть образовавшуюся дыру хоть кем-нибудь, а на роль «хоть кого» лучше всех подходила команда, которая заняла второе, после югов, место в той отборочной группе — датчане.
Лето. Отпуск. Датские футболисты разъехались по пляжам…
Капитан сборной Ольсен, которому, кажется, на тот момент было слегка за 40, вспоминал потом, что сам для себя решил, что поедет в Швецию на чемпионат: «Терпеть не могу жару, ненавижу пляжи, немножко побегать в прохладе мне показалось хорошей идеей». Он обзвонил ребят-«сборников». Многие отпускные планы менять не стали.
Единственная суперзвезда из Дании, Микаэль Лаудруп, украшение «Барселоны», решил продолжить отдых. Характерно, что ни у кого в Дании язык не повернулся «наезжать» на него за то, что-де, сука, не патриот.
Не поехал — ну и ладно. Не один он не поехал, ещё с пяток игроков основы тоже заниматься пустяками не стали.
Хотя кое-кто из заметных в Европе ребят все-таки решил в межсезонье немного «растрястись». Вроде вратаря МЮ Шмейхеля или полузащитника «Баварии» Поульсена, парня очень азартного и заводного.
Доподлинно не знаю, какие там ставки были на победу датчан у английских букмекеров, но, как мне кажется, вряд ли они были больше, чем, например, на победу сборной Монголии. В самом деле — самая возрастная команда в истории чемпионатов Европы, выступающая вторым составом, собранная (подобранная?) с бору по сосенке по всем пляжам мира.
Приехали — и сразу пошли играть.
Сгоняли в первой игре вничью с всегдашними переоцененными фаворитами — англичанами, которые очень радовались, что вместо мощнейшей на континенте в ту пору сборной Югославии им достались неизвестные датчане. Англичанам сочувствовали: потеря очка в матче с нетренированными и немотивированными аутсайдерами.
Продули обрадовавшимся слабому сопернику хозяевам — шведам. Ну, логично — шведы были тогда сильны. «Странно, что всего 0:1», — писала пресса.
Обыграли обрадовавшихся французов, которые уже видели себя в полуфинале. «Случайно получилось, не обращайте внимания», — как бы извиняясь объяснял журналистам Поульсен.
Тем не менее теперь им предстояло сыграть еще минимум одну игру. «Я страшно зол на Шмейхеля», — жаловался журналистам Поульсен: «Мог бы пропустить побольше, и ребята бы уже поехали отдыхать, а тут снова задержка с отпуском».
Голландские болельщики были счастливы, потому что было очевидно: игра с аутсайдером — верный пропуск в финал. Но Шмейхель сотоварищи снова подвел рвавших в отпуск: датчане победили абсолютного фаворита турнира по пенальти.
Их победу праздновала вся заранее счастливая Германия. Потому что было ясно, что в финале у них просто нет соперника, а сама игра превращается в пустую формальность: надо просто выйти на поле, и эти некондиционные датские старички сдуются сами.
Ну а точку поставил всё тот же неуёмный Поульсен: «Что, тренировки? Пусть тренируются те, кто играть не умеет».