«Где два украинца – там три гетмана»: вот она, пожалуй, главная проблема нашей страны с давнейших времён. Демократия и плюрализм – это прекрасно, многокультурность и веротерпимость – это замечательно, но три православных церкви на одну Украину – это наглядная иллюстрация упомянутой поговорки, и никакого адекватного оправдания непрекращающимся распрям не существует. Личные амбиции и гордыня, умело стимулируемые и подогреваемые в интересах Москвы (в том числе материально), издавна являются ниточками, с помощью которых людьми управляет тот, кого поминать не стоит ни в какое время суток.
Более 20 лет две неканонические ветви украинского православия – УПЦ КП и УАПЦ – заявляют о желании объединиться и каждый раз буквально за шаг до слияния они публично разругиваются, лишь углубляя раскол. За всем этим с удовольствием наблюдает РПЦ и её украинская «дочка» УПЦ (конечно же, не в полном составе, так как здоровых патриотических сил там хватает). Как остановить этот бег по кругу? Есть реальный сценарий – но вовсе не тот, которые мусолили все последние годы.
УАПЦ минус репутация
Бабы, драка, ночной клуб. Это будни не какого-нибудь гопника с пролетарских окраин любого города, а «святых отцов» УАПЦ в Тернополе во главе с архиепископом Тернопольским и Подольским Мстиславом (в миру – Гуком). Вместе с ним во фривольных танцах с женщинами, пьянстве и драках беспощадные камеры видеонаблюдения зафиксировали также настоятеля храма Рождества Христова Тернополя митрофорного протоиерея Игоря Семирозума, казначея этого же храма митрофорного протоиерея Владимира Герасимчука и иподиакона Виталия Окунского. Между прочим, на территории именно этого храма похоронен умерший в феврале 2015 года предстоятель этой церкви митрополит Мефодий. Так вот ограду для своей будущей могилы и надгробную плиту с датой рождения он подготовил ещё при жизни, а после его смерти местному архиепископу всё некогда высечь на плите дату смерти своего бывшего патрона. Но теперь хоть понятно, чем он так сильно занят. Подробности безобразий и грубых нарушений законов Украины и священных канонов в изобилии гуляют по интернету вместе с видео. Нас же интересует не это и даже не то, почему архиепископ солгал в интервью ТСН (канал «1+1»), что его в клубе якобы вообще не было (забыл «святой отец» девятую заповедь: «не лжесвидетельствуй», но не нам его судить).
Куда интереснее реакция самой УАПЦ на «подвиги» монашествующего архиепископа Мстислава с подчинёнными ему клириками. По всем трём пунктам нарушенных Правил святых апостолов (27, 42, 54) священники должны были быть лишены сана. Но накануне срочного архиерейского обора УАПЦ появилось шедевральное (лучшего слова не подберу) заявление председателя Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия (покойного предыдущего предстоятеля УАПЦ, который как раз изо всех сил противился объединению с «филаретовской» УПЦ) Натальи Шевчук. Оно бесподобно и заслуживает объёмного цитирования: «Руководствуясь духом христианской любви, а также тем, что УАПЦ пока не является канонически признанной Поместной Церковью мирового православия, а, следовательно, формально не обязана всегда и во всем действовать в точном соответствии с каноническим правом Православной Церкви, Фонд памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия призывает Предстоятеля УАПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Макария и Архиерейский Собор нашей Церкви воздержаться от рассмотрения данного инцидента в церковном суде и не применять к архиепископу Мстиславу и его клирикам канонических санкций, соответствующих задокументированным на видео каноническим нарушениям». На следующий день, правда, Наталья призналась, что таким образом «троллила» руководство УАПЦ и… оказалась провидицей!
Ну что ж, теперь понятно, почему архиерейский Собор УАПЦ нарушил предписания святых апостолов и не наказал «заблудших овец». Всё дело в том, оказывается, что когда это удобно, то можно самих себя считать неканоничными и, соответственно, плевать на церковные каноны. Вместо лишения сана монаха-архиепископа наказали тем, что… отправили на месяц в монастырь – «каяться». Говорят, правда, что все 13 монастырей УАПЦ существуют только на бумаге, поэтому «владыка» никуда на месяц из Тернополя не отлучился. Что ж, оставим и это на совести архиепископа и всего архиерейского собора УАПЦ, а также тернопольских полицейских. Тема статьи несравнимо важнее и шире этого позорного случая, который лишь стал поводом поговорить о самом важном в религиозной жизни Украины: единстве православия.
Сказ о заклятых друзьях Филарете и Мефодии
Покойный предстоятель УАПЦ митрополит Киевский и всей Украины Мефодий (Валерий Андреевич Кудряков) был родом из Тернопольской области. Покинув каноническую УПЦ в 1990 году, он дослужился в 1995 году до должности управляющего канцелярией патриарха УПЦ КП Владимира (Романюка). Буквально накануне смерти патриарх рукоположил Мефодия в епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. Очень скоро Мефодий обвинил «филаретовцев» в загадочной смерти патриарха Владимира (это которого с большим скандалом и побоищем хотели без разрешения похоронить на территории Софии Киевской, а в итоге смогли похоронить лишь у входа на территорию музея). После этого Мефодий и перешёл в УАПЦ. «Теплоту» его отношений с УПЦ КП можно себе представить после выдвинутых им обвинений в адрес тех, с кем он вёл переговоры об объединении буквально с самого момента, когда он возглавил УАПЦ в 2000 году и до самой смерти в феврале 2015 года. Кстати, до занятия киевской кафедры он был архиепископом Тернопольским и Подольским, то есть предшественником пьяницы и дебошира Мстислава.
Наиболее активно подталкивал обе неканонические церкви к объединению президент Виктор Ющенко (который сам, кстати, является прихожанином канонической УПЦ, как и его кум – нынешний президент Пётр Порошенко). Первый среди равных, Вселенский Патриарх Варфоломей внимательно следил за этим процессом и, если верить гневным обличениям представителей РПЦ, во время визита в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси в июле 2008 года он даже тайно встречался с предстоятелем УПЦ КП патриархом Филаретом. Сценарий якобы был такой: две неканонические ветви православия объединяются под омофором (патронатом) Константинополя (где находится кафедра главы мирового православия – Вселенского Патриарха). И вот тогда в лоно этой уже канонической конфессии могли бы влиться все, кто не хочет главенства Московского патриарха над украинской церковью, но у кого не было другого выбора в виду отсутствия в Украине альтернативной канонической Церкви. Так это или нет, мы вряд ли скоро узнаем доподлинно, поскольку в 2011 году, снова за шаг до объединения, оно в очередной раз сорвалось. Нужно заметить, что президентом в это время был уже Виктор Янукович. Так вот, УАПЦ выдвинула требование к главе УПЦ КП Филарету добровольно уйти в отставку, так как деятельность его они считают «посмешищем и позором для всей Украины». В ответ на это в УПЦ КП заявили, что «такой церкви, как УАПЦ, не существует». «Прекрасная» риторика для жаждущих объединения, не так ли?
Попытка номер пять
8 июня прошлого года украинские СМИ сообщили благую весть: на совместном заседании комиссий Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата в очередной раз была достигнута договоренность об объединении двух церквей в единую Поместную Православную Украинскую Церковь. За три с половиной месяца до этого, на следующий же день после смерти неуступчивого митрополита Мефодия, с призывом к объединению к «коллегам» из УАПЦ обратился патриарх Филарет. В серьёзности намерений всех должно было убедить то, что заседание в Михайловском Золотоверхом монастыре проходило при участии наблюдателей: иерархов Константинопольского Патриархата – епископа УПЦ в Канаде Иллариона (Рудика) и епископа УПЦ в США Даниила (Зелинского). В украинском филиале РПЦ сетовали: на УАПЦ с требованием объединиться давят некие госструктуры. Правда, о своём давлении на неё же с требованием не делать этого «московские попы» скромно умолчали. Наверное потому, что они с самого начала были уверены: несмотря на войну (когда украинскому народу как никогда нужно единство), на давление властей и даже на пристальное внимание Константинополя к процессу объединения двух неканонических ветвей православия оно не состоится. И как в воду глядели! Совместный объединительный собор был назначен на 14 сентября 2015 года, но переругались «святые отцы» значительно раньше – в начале июля, всего лишь через месяц после очередной «окончательной» договорённости объединиться.
Что-что, а красивые слова церковники говорить умеют. Чего только стоит обращение УПЦ КП к единоверцам из УПЦ (подчинённой московскому патриархату) и УАПЦ, опубликованное ещё в самом начале российской агрессии в виде «зелёных человечков» в Крыму: «В этот трагический и судьбоносный момент истории украинского народа как никогда очевидной является необходимость преодолеть разделение Православной Церкви в Украине, которое продолжается уже более 20 лет, и создание в Украине единой Поместной Украинской Православной Церкви. Существующее разделение тесно связано с разделением в обществе, питает его и подпитывается от него. Единая Поместная Церковь должна и могла бы отыгрывать мощную миротворческую и объединяющую роль в обществе, способствовать взаимопониманию между разными силами, недопущению разжигания вражды на национальной, религиозной, региональной, языковой основе». Золотые слова! Но искреннее в них не желание единства ради единства, а попытка возглавить процесс, а в итоге – и объединившуюся Церковь. Примечательная деталь: обращение УПЦ КП адресовано не ко всей УАПЦ, а к её крупнейшим (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской) епархиям и в этом же документе о тогда ещё живом предстоятеле УАПЦ Мефодии сказано, что он «на словах всегда поддерживает объединение, а на деле делает все, чтобы разрушать и не допускать его». Поэтому призывая как бы к единству всех православных церквей УПЦ КП фактически призывала к расколу УАПЦ, гарантируя сохранение в составе Киевского Патриархата целостности структуры этих епархий УАПЦ во главе с их нынешними архиереями! В ответ «автокефалы» заявили, что УПЦ КП не приняла ни одного их предложения: «Не достигнув поставленной цели поглощения УАПЦ, Киевский Патриархат прекратил переговорный процесс, как это было в 2011 году, обвинив в срыве объединения нашу Церковь». А знаете из-за чего переругались недообъединившиеся церкви? Из-за названия… Но это официально. Неофициально же говорят, притом довольно громко, что своё дело сделали несколько миллионов долларов в «дар» УАПЦ от вчерашнего гражданина России, а сегодня – депутата ВР от «Оппоблока» Вадима Новинского, который до неприличия рьяно отстаивает интересы московской церкви в Украине.
Выход есть!
В общем, каждый из трёх «гетманов-предстоятелей» хотел бы возглавлять самую крупную (в результате объединения всех трёх ветвей) православную Церковь в мире. Конкурировать по численности мы могли бы разве что с РПЦ, но «Р» здесь – это не «русская», а «румынская». Минутка математики: УПЦ (12 тысяч приходов) + УПЦ КП (6 тысяч) + УАПЦ (чуть больше тысячи) = 19 с хвостиком тысяч приходов. Тогда как в самой России у РПЦ меньше 13 тысяч, а вот у Румынской ПЦ – 13,5 тысяч приходов. Это было бы крахом гегемонии в мировом православии Москвы (которая давно объявила себя «третьим Римом») и триумфом Второго Рима – Константинополя. И ради этого триумфа, а главное – ради истинного единства украинских православных никто из старой гвардии скомпрометированных чиновников от церкви из всех трёх конфессий не должен и не может претендовать на главенство в новосозданной (вернее – воссозданной) единой украинской Поместной Православной Церкви. И старые сценарии объединений уже тоже утратили актуальность, да и были они очень неблагоприятными для Украины, так как вместо истинного единства лишь углубили бы раскол в украинском православии. Речь о такой схеме, которую активно проталкивал Ющенко: УПЦ КП объединяется с УАПЦ, их признаёт Вселенский Патриарх (сначала приняв в лоно Матери-Церкви – Вселенский Патриархат, а затем даровав автокефалию).
От такого сценария настойчиво предостерегал покойный предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан), но не потому, что ему так велело московское начальство (сам он был убеждённым сторонником последовательного канонического обретения независимости от РПЦ). В Духовном завещании митрополит предостерегал: «Создание на базе автокефальных структур в Украине митрополии Константинопольского Патриархата и параллельное существование двух православных юрисдикций будет означать, что современное разделение Церкви и общества будет закреплено на много лет. […] После создания в нашей стране параллельных структур, признанных Вселенской Церковью, других исторических возможностей для возобновления церковного единства в Украине уже может и не быть». Уже ведь есть негативный опыт аналогичного противостояния несравнимо более мелкого масштаба – раскол Эстонской Православной Церкви, когда Вселенский Патриархат принял под свой омофор одну из её частей в мае 1996 года, а другая оставалась в юрисдикции Москвы. Тогда два патриархата прервали евхаристическое общение, конфликт был улажен в ходе сложного и длительного переговорного процесса. Вместо раскольнического сценария (УПЦ (КП) + УАПЦ с признанием Вселенским Патриархом в противовес промосковской УПЦ) сегодня рассматривается самый реальный и действительно способный каноническим путём объединить украинское православие вариант: признание аннексии Москвой Киевской митрополии в 1686 году незаконной (а она и была неканонической). И тогда восстановится статус-кво, действовавший до того 7 веков: украинская Церковь как автономия с формальным подчинением первоиерарху – Вселенскому Патриарху.
Именно такой сценарий официально предложил рассмотреть Патриарху Варфоломею украинский парламент накануне начала Всеправославного Собора на Крите в июне этого года. И Константинополь позже заявил, что создал комиссию по изучению этого вопроса, то есть не сказал «нет». Подробнее об этом я писал в июне и чтобы не повторяться предлагаю прочитать ту публикацию всем, кто интересуется данным вопросом. И тогда те, кто под разными предлогами не захочет влиться в единственную каноническую и уже независимую от Москвы УПЦ, лишь подтвердят очевидное: раскольниками движут гордыня, жадность и московские кураторы. Но при наличии украинской единой Поместной Православной Церкви это будут личные проблемы отщепенцев, чьё поколение естественным путём сменится теми, кто, читая историю, будут удивляться: ну надо же – в Украине четверть века существовали аж три православных Церкви!
Максим Кречетов, «Слово и Діло»