Под фанфарами, сопровождающими визит Путина в Китай, – вот, дескать, плевали мы на Запад, у нас и на Востоке могучие друзья есть, мы теперь сами с усами и “встаем с колен 2.0” – плохо удается скрыть истинную сущность происходящего: геополитически Россия окончательно и бесповоротно ложится под Китай, становится придатком этой страны. Такова цена развернутой в стране антизападной истерии.
Когда Запад еще рассматривался как партнер – пусть отношения с ним были натянутые, произносились всякие мюнхенские речи и т.п. – у России, тем не менее, оставалось главное, возможность большого геополитического маневра. Сейчас отношения с Западом разорваны надолго, и у страны не остается иного выбора, как превратиться в филиал Поднебесной. Все крики про “великую державу”, “встаем с колен 2.0” призваны лишь замаскировать эту операцию по перекрашиванию России на карте мира в желтый цвет.
Судите сами: буквально за пару месяцев, прошедших после начала крымских событий, Россия уже успела принять решения о снятии неформального порога ограничений на китайские инвестиции в стратегические объекты в России, в том числе крупные месторождения природных ресурсов, китайские компании привлекаются в крупнейшие инфраструктурные проекты – от участия китайских компаний в транспортном коридоре в Крым до строительства метро в Москве. Китайцам хотя отдать до половины завода по проивзодству сжиженного газа во Владивостоке. Мы уже подсели на китайские кредиты – начиная с $25 млрд, взятых на покупку ЮКОСа, расплачиваться за которые придется будущим поколениям.
Здесь важно не забывать, что Китай нам не друг и никогда не вел себя как друг. Во время наших трудностей в 80-е и 90-е Китай никогда нам не помогал, а в начале “нулевых” быстренько подсуетился и отжал у нас территории, острова на Амуре площадью 330 кв км. Нефтегазовые контракты с Китаем приносят России серьезные потери по сравнению с экспортом углеводородов в Европу, только потери одной “Роснефти” от поставок нефти в Китай составляют $2,5 млрд в год (вот тут подробная калькуляция со ссылками на собственную открытую финансовую отчетность “Роснефти”). То, что Китай – очень тяжелый партнер и всегда выторговывает самую выгодную для себя (и невыгодную для покупателя, то есть в данном случае России) цену, подтверждает и фактический провал нынешних переговоров по газовому контракту, который московские чиновники перед началом визита Путина объявляли “почти свершившимся делом”. Говорили, что типа вроде уже уговорили китайцев покупать газ по европейской цене. А вот хрен вам, товарищи великие геополитики – “в списке подготовленных к подписанию документов газовый контракт не значится“.
Для чего Путину эта “большая распродажа России Китаю”? Все просто: его путиномика построена на массовом притоке кредитов с Запада, совокупный внешний долг российских корпораций и банков вырос с $500 млрд перед кризисом 2008 года до $650 млрд сегодня. Это то, что пилится в великодержавных целях ради постройки шубохранилищ, вилл в Геленджике, скупки активов и т.п. Значительная часть этих кредитов – краткосрочные: только до конца этого года корпорациям и банкам предстоит вернуть более $100 млрд, огромные долги надо все время рефинансировать.
Но из-за осложнения отношений с Западом и санкций ручеек пересох, и кредитные позиции для российских заемщиков на Западе закрываются.
Для этого Путин поехал оптом распродавать Родину в Китай.
Что в этой ситуации опаснее всего – так это то, что умные и прагматичные китайские власти прекрасно понимают это все, понимают, что после ссоры с Западом у Путина не осталось иного выбора, кроме как на коленках приползти к Пекину с мольбами о помощи (что он сейчас и делает в ходе визита в КНР), и воспользуются этим по полной программе, отжав у России все, что только можно, как в предыдущее десятилетие отжали территории и нефть с огромной скидкой в цене.
А вы, ура-патриотические дурачки, продолжайте орать про “возвратили статус великой державы”, “встаем с колен”, “крымнаш” и прочую лабуду, которую вам вешают на уши, чтобы прикрыть распродажу России китайцам.