Порошенко как “политический Аделаджа”

Поділитися

b72d1b31ab454e35656b6Мне уже не раз приходилось анализировать оруэлловские схемы порошенковского дискурса и те технологии, которыми он пользуется для искаженной интерпретации реальних процессов. Чаще всего эти технологии применяются в жанрах «интервью», которые претендуют на квази-аналитику, в то время, как в публичных (парадных) выступлениях доминирует другая технология, которую я назвал «словесным боулингом». В них концепты (даже в такой ущербной форме) уступают место откровенной эмоциональной «накачке».

Я сравнил эту технологию с боулингом, потому что при ее использовании слова выступают не как смысловые единицы, а как носители определенного эмоционального «заряда», являясь стимулом, запрограммированным на определенную реакцию. Сталкиваясь друг с другом подобно шарам и кеглям, они образуют необходимый шумовой эффект для воздействия на психику. Характерные примеры таких слов-стимулов из репертуара Петра Порошенко: «победа», «мир», «агрессия», «деолигархизация», «децентрализация», «диалог (в частности «диалог с Донбассом»), «прозрачные выборы», «единство страны», «европейские ценности», «солидарность», «патриотизм» и так далее.

Сами по себе эти слова лишены семантики и, как говорят лингвисты, референции, но они апеллируют к социальному воображению, вызывая в нем определенные, эмоционально насыщенные картинки. На накручивании такого рода визулизированных образов и строятся публичные выступления Порошенко. И слушая их, я подумал, кого они мне напоминают? Кого напоминают эти бесконечные эмоциональные «крещендо» (от тихого спокойствия к истерическому крику)? На что похоже эти периодические взвизгивания?

Древних ораторов я не слышал, поэтому использует ли Петр Алексеевич рецепты Демосфена и Цицерона, сказать не могу. Если вспоминать диктаторов, то также аналогии не приходят на ум: Сталин говорил монотонно-бубняще, Гитлер выступал как пифия, как будто бредил наяву и вводил аудиторию в транс, у Путина, наоборот, преобладают подчеркнуто тихие, «мирные», интонации с едва заметным их повышением в случае острой необходимости выделить какой-то смысловой кусок. И вдруг меня пробивает: технология выступлений Порошенко очень напоминает речи религиозных проповедников. С учетом того, что он сам – ревностный прихожанин, религиозные коннотации здесь уместны.

Однако сходство имеет место не с православными священниками, поскольку  у них хорошее образование и достаточно высокий уровень богословской культуры, а с различными витиями протестантских церквей, которые растут как грибы после дождя. Новоявленные пророки этих организаций чаще всего не имеет необходимой подготовки, но она им и не нужна, потому что вся их проповедь построена на комментарии какого-то места Библии и вместо «информации к размышлению» — в накручивании эмоционального переживания по поводу описываемых событий. Поэтому в отличие от тихо говорящих священников, эти «пророки» часто кричат, даже истошно орут, потому что другого способа привлечь внимание к теме или развить ее в плане аргументации они просто не в состоянии.

Поэтому я и ввел имя Сандея Аделаджи в название этой статьи как яркого представителя такого рода проповедничества. Я специально прослушал несколько его проповедей и пришел к выводу, что в отличие от многих своих коллег он – весьма небесталанный миссионер. В его речах присутствует хотя бы четкая драматургия, чего часто не хватает менее способным «мессиям» (хотя на их популярности это часто не сказывается). Например, вспоминаю, как в начале 90-х на нашем телевидении буквально бесновался такой проповедник, суть посланий которого сводилась к выкрикам «Слава Богу! Что есть Бог! Слава Богу! Что он победил Дьявола! Алилуйя!».

Другой пример. Набрел я недавно на канал «Возрождение», который транслирует подобного рода выступления, где наблюдаю следующую картину. Два субъекта – по манере поведения явно пациенты психиатрической клиники, а может быть просто хитрые циники, загребающие бабло – обращаются к залу со сцены (зал битком набит!). Они разбирают кусок из Библии, где описывается история женщины, которая в своем доме одну комнату сделала «горницей для Бога».

Проповедь этих бесноватых состояла в том, что они сначала метались по сцене, все время накручивая децибеллы, потом спустились к зрителем, переводя свой крик в разряд истошного и повторяя в виде мантры примерно следующее: «Эта женщина сделал комнату горницей для Бога, и вы должны найти в своем сердце такую же горницу, потому что если вы этого не сделаете, если вы предпочтете мир вместо бога, то вы навсегда потеряете возможность жизни в блаженстве. Поэтому вы должны каждый день заходить в ту горницу и вспоминать слова Иисуса, который умер за вас и который поставил вас перед выбором: или он, или мир! Поэтому если вы выбираете мир, то вы отрекаетесь от Иисусу, если не строите горницу для бога, то вы погрязаете в миру!». И так по кругу с обязательным «Аллилуйя»! в конце.

Почему я провел такую же аналогию с выступлениями украинского президента? Во-первых, потому, что бросается в глаза те же мантры и «эмоциональная толчея» вокруг них, не предполагающая никаких размышлений, а рассчитанная только на мгновенный эмоциональный ответ по схеме «стимул-реакция». Во-вторых, в них налицо скрытая религиозная символика, например, там присутствует образ Дьявола или «темные силы» (Российская Федерация и «боевики-террористы»), образ «Земли Обетованной» (Евросоюз и перспектива вступления в него), собственный образ Порошенко как некоего Моисея, который приведет многострадальный украинский народ к этому Раю. (Кстати, приметами этого будущего варианта Царствия Божьего выступают обещанные реформы, «де-олигархизация», безбедная жизнь, которая скоро настанет. «справедливый суд», который вледствие судебной реформы станет подобием суда Соломона и т.д.). И завершаются эти речи вместо «Алилуйя!» словами «Слава Украине»!

В третьих, складывается ощущение, что с Порошенко работают политтехнологи, которые осознанно выстраивают его выступления по типу «промывания мозгов» в религиозных сектах, то есть, по принципу «минимум мысли – максимум эмоций». Делают они это потому, что с учетом патологической внушаемости некоторых категорий населения, подобная технология доказала свою успешность и эффективность. Поэтому в жанре пафосных выступлений в жанре «Церкви Посольства Божьего» внимание выступающего постоянно мигрирует между ключевыми словами-возбудителями и такими же словосочетаниями: «Мир» (Лейтмотив: «Нам конче потрібен Мир»!), «Победа» (часте словосочетания «За Перемогу, за Мир»), «Мы будем бороться с агрессором до последней капли крови», «Нужно усадить Россию за стол переговоров», «Мы не отдадим Донбасс», но мы не собираемся возвращать его военным путем, «Военного решения не существует, потому что я – президент Мира».

Вокруг этих (и им подобных) словесных компонентов-мантр этого боулинга и вертятся речи Петра Порошенко, которые, в реальности выстроены по рецептам Сандея Аделаджи. Такой метод оправдан тем, что по законам логики эти мантры несовместимы друг с другом, поскольку любая попытка их соединить означает нарушение «закона противоречия», и любой мало-мальски последовательный анализ вмиг разрушит эти смысловые пустоты.

Маленькая справка. Только что натолкнулся на статью годичной давности, где рассказывалось о деятельности пастора в предвыборный период. В частности, там говорилось о том, что Аделаджа поддерживает Порошенко (!), что свои проповеди он заканчивает словами «Слава Украине»! (в ответ прихожане ему кричат «Аллилуйя»!), что прихожане Церкви шепчуся о том, что после выборов Сандей станет его советником, что через сеть множества фондов ведется активная поготовка для высадки аделаджевского «десанта» в Киевраду. Не знаю, стал ли бравый пастор советником Порошенко (а если стал, то, наверное, очень «тайным»), но очевидно, что его рецепты по массовому зомбированию помогли Порошенко существенно обработать сознание 54 процентов и помогают и сейчас позитивно воспринимать бессодержательные в смысловом плане мэсседжи и удерживать его весьма уязвимый и в перспективе очень шаткий рейтинг.

Alexey Shevchenko

Українці поставили на коліна російську економіку

0

На Чортківщині просили миру і великі і малі