Если бы нам была послана с неба какая-нибудь Партия Непорочных Ангелов, нашлось бы много таких, кто их немедленно зафукал бы. Если бы из самого жерла ада явилась бы Партия Сатанинских Негодяев, не скрывающих своей истинной сущности, нашлись бы те, кто за них проголосовал, а потом говорил бы, что он “разочарован” и “ну я же не знааал”…
У нас не переводятся люди, которые голосуют за биг-борд, за тех, о ком они абсолютно ничего не знают, но “лишь бы не за этих”, о гречке вообще молчу, и еще такие, кто голосует за давно известных, маркированных популистов, обманщиков и коррупционеров в одном флаконе потому что они опять обещают “справедливые пенсии” и “тарифы”. Не буду сейчас углубляться в экономику, просто замечу, что обещать не значит жениться.
А я о другом. О гражданской беспечности и вечном ожидании чуда. Откуда возьмутся кристально честные партии, депутаты и кандидаты в мэры, если “приличные люди” просто не хотят этим заниматься? “Фу, политика, это же такое грязное дело”! – морщила нос одна образованная пожилая дама, когда я ответила ей на вопрос о моей специализации. Простите, а как сделать ее не грязной, если даже знать не хочешь, как это работает? Как ее “очистить”, если охотнее всего на выборные должности идут, бегут и даже ползут из последних сил те, кто “встроен в схему”, намерен “отбить взнос”, а эффективность своей работы измеряет суммами на личном счету?
Если можешь на что-то повлиять хоть на каплю, делай это. Не хочешь грязи, не пачкайся. Да, это возможно. Это не только о политике, это об образе мыслей вообще. Сколько есть историй, когда один делает ремонт в лифте и на лестничной клетке, а остальные брезгливо переступают через ведро с краской и недовольно интересуются: что это за грязь вы тут развели? Энтузиаста. который не хочет жить в грязи не только на словах, но и на деле, они считают простаком, а себя – умными. В природе существуют (хотя и не часто встречаются) даже принципиальные, честные судьи. Их не увольняют, нет, на них просто скидывают всякую рутинную, неприбыльную ерунду вроде ДТП или разводов. Но, понимаете, они все-таки есть. И их коллеги тоже считают их дураками.
Мы стесняемся быть идеалистами, нам больше по вкусу казаться премудрыми пескарями, умудренными опытом циниками, которых, дескать, не проведешь. На самом же деле, так просто легче. Не выходить из зоны комфорта. Ничего не делать сверх привычного. Не рисковать. Не высовываться. При этом не упускать возможности пожаловаться.
Так что делать, если не за кого голосовать… А когда будет за кого?
С парламентскими и президентскими выборами все и правда сложно. Существующая политическая “элита” нисколько не заинтересована в сломе глобальной системы правил игры, предпочитая закрытый клуб. Поэтому у нас уже много лет и тасуется одна и та же колода. Но уже есть подвижки. Гражданский сектор понемногу ввинчивается во власть и ломает привычные схемы. На местных выборах уже есть шанс для небольших и относительно новых партий, чтобы стать мэром уже не обязательно иметь партбилет наиболее популярной (или опирающейся на админресурс) политсилы в регионе. Нужно пробовать – учиться избираться и выбирать, помогать тем, кто, пусть не идеален, но уже пытается быть другим и не следовать старым правилам.
Ох, эта наивность! Да там все куплено! А вы посмотрите на новую полицию. Они уже другие. И становиться ментами не хотят. А многие ли верили, что Янукович, который, казалось, воцарился навечно, сбежит, поселится в Ростове и будет скулить оттуда жалобно о своей легитимности? Кто сделал это возможным, если не те, кого вы называли наивными?
Его уже нет, но вскормившая его система сопротивляется и надеется зажить по-прежнему. У нее много рук и много разных лиц. И нам нельзя ей этого позволить. Именно нам, а не кому-то, кого мы выбрали ответственным за все и умыли руки. Потому что мы заинтересованы больше всех.
Те, для кого единственным мерилом прогресса является “доллар по 8”, прожиточный минимум и прочая обывательская жвачка, к моим словам останутся глухи. Но остальные должны заметить: двери понемногу открываются. Нужно не дать им закрыться, махнув на все рукой в приступе отчаяния и апатии. Нужно изо всех сил открывать их дальше, расширять окно возможностей и впускать свежий воздух.
Сразу ничего не получается. Но надо хотя бы стараться. Ждать у моря погоды мы хорошо научились, пора учиться самим ловить рыбу.